Научно-техническая революция, широко развернувшаяся во второй половине XX века, породила не только проблемы и противоречия, но и надежды на то, что с помощью новых научных дисциплин и повой техники будут, наконец, разрешены трудные проблемы и противоречия человеческой жизни. Такие умонастроения получили в паше время название «сциентистских» (от лат. scieiitia - наука) и «техницистских». Формы их были различны. Су-ществовали разновидности «кибернетического», «генетического», «компьютерного» и т. д. техницизма и сциен-тизма. В свою очередь, различные виды сциентизма положены в основание концепций индустриального, постин-дустриального, информационного общества, которые в 50—80-х годах сменяли друг.
Информационное общество - социологическая и футурологическая кон-цепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. Концепция информа-ционного общества является разновидностью теории постиндустриального об-щества, основу которой положили З. Бжезинский, Д. Белл, О. Тоффлер.
Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом утверждается, что капитал и труд как ос-нова индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе. Революцио-низирующее действие информационной технологии приводит к тому, что в информационном обществе классы заменяются социально недифференцированными «информационными сообществами» (Е. Масуда).
Е. Масуда был среди тех, кто разработал план-прогноз информацион-ного общества, который, по крайней мере в его научно-технической и орга-низационной части, был не без успеха реализован в Японии и других, инду-стриально развитых странах капитализма.
Традиционным громоздким корпорациям Тоффлер противопоставляет «малые» экономические формы - индивидуальную деятельность на дому, «электронный коттедж». Они включены в общую структуру информационного общества с его «инфо-», «техно-» и другими сферами человеческого бытия. Выдвигается проект «глобальной электронной цивилизации» на базе синтеза телевидения, компьютерной службы и энергетики – «телекомпьютерэнергетики» (Дж. Пелтон). «Компьютерная революция» постепенно приводит к замене традиционной печати «электронными книгами», изменяет идеологию, превращает безработицу в обеспеченный досуг (Х. Эванс). Социальные и политические изменения рассматриваются в теории информационного общества как прямой результат «микроэлектронной революции». Перспектива развития демократии связывается с распространением информационной техники. Тоффлер и Дж. Мартин отводят главную роль в этом телекоммуникационной «кабельной сети», которая обеспечит двустороннюю связь граждан с правительством, позволит учитывать их мнение при выработке политических решений. Работы в области «искусственного интеллекта» рассматриваются как возможность информационной трактовки самого человека. Концепция информационного общества вызывает критику со стороны гуманистически ориентированных философов и ученых, указывающих на негативные последствия компьютеризации общества.