|
|
|
В США соединение всех компьютеров сравнивают с другим крупным проектом, реализация которого на-чалась еще во времена Эйзенхауэра, — прокладкой по всей стране сети автомобильных магистралей, связавших разные штаты. Вот почему новую сеть окрестили «информационной супермагистралью». Это понятие популяри-зировал тогдашний сенатор Эл Гор (Аl Gore), отец которого в 1956 году внес на рассмотрение в Сенат Federal Aid Highway Act (Федеральный Закон о поддержке строительства автомобильных магистралей).
Однако метафора, основанная на сходстве с дорогой, не совсем точна. Она вызывает ассоциации с ланд-шафтом и географией, неким расстоянием между двумя точками, подразумевает, что надо ехать из одного места в другое. А в действительности одна из самых примечательных сторон новой коммуникационной технологии как раз в том и состоит, что она устраняет расстояния. При этом не важно, где находится тот, с кем Вы общаетесь: в соседней комнате или на другом континенте, — ведь эту высоко опосредованную сеть не сдерживают ни мили, ни километры. Понятие «магистраль» также предполагает, что все движутся по одному маршруту. А эта сеть больше по-хожа на паутинку из лесных тропинок, где каждый может забрести в самые дебри и делать там то, что ему заблаго-рассудится. Еще один недостаток упомянутой метафоры: в ней содержится намек на участие правительства, а это, как мне кажется, было бы крупной ошибкой для большинства стран. Однако настоящая проблема все-таки в том, что метафора подчеркивает, прежде всего, инфраструктуру, а не область применения. Другая метафора удачнее передает суть будущей кипучей деятельности — «универсальный рынок» (ultimate market). Рынки, где торгуют всем — от стройматериалов до деревянных молотков для игры в шары, — фун-дамент человеческого общества, и я считаю, что этот новый рынок в конце концов станет центральным универма-гом всего мира. Глобальный информационный рынок объединит все способы обмена товарами, услугами и идеями. На практике это еще больше расширит возможности выбора многих вещей. Включая то, как Вы зарабатываете себе на жизнь и куда вкладываете деньги, что покупаете и сколько за это платите, кто Ваши друзья и как Вы проводите свободное время, где и насколько безопасно живете Вы и Ваша семья. Рабочее место, да и само представление о том, что значит быть «образованным», трансформируются — скорее всего за пределы узнаваемости. Ваше самосознание, т.е. ощущение себя как личности, того, кто Вы и где Ваши корни, может измениться кардинальным образом. Короче говоря, почти все будет иначе.
Информационная магистраль изменит не только способы общения людей между собой. Она изменит весь образ жизни человека. |