ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ


Hosted by uCoz
СОДЕРЖАНИЕ
НЕКОТОРЫЕ ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
  1. Понятие информационного общества
  2. Информационные технологии и информационное общество
    1. Информация и ее специфика
    2. Internet: немного истории
    3. От Internet к информационной магистрали
    4. Что принесет с собой информационная магистраль?
  3. Некоторые из проблем информационной магистрали
    1. Свобода слова, интеллектуальная собственность...
    2. … И неприкосновенность частной жизни
    3. Угроза тотального контроля
    4. Некоторые пути разрешения проблем
  4. Искусственный интеллект, виртуальная реальность и виртуальная личность
  5. Литература

Уже сейчас начинает складываться своеобразный сетевой этикет, «сетикет» (“netiquette”) — правила пове-дения в сети. Превращая информационную магистраль в своего рода городскую площадь перед ратушей, мы впра-ве ожидать, что она будет отвечать уровню нашей культуры. Но в мире бездна разных культур, и поэтому магист-раль разделится на части; одни выделят специфическим традициям и нравам, другие отдадут для всеобщего поль-зования. А пока превалируют пограничные умонастроения, участники электронных форумов частенько поступают не самым лучшим образом, а иногда просто незаконно. Свободно распространяются нелегальные копии защищен-ной авторскими правами интеллектуальной собственности, в том числе статьи, книги и программы. То тут, то там всплывают всякие мошеннические пособия на тему «как быстро разбогатеть». Процветает порнография, легко дос-тупная детям. Некоторые почти маниакально злословят о программах, товарах, фирмах и людях, которых они по-чему-либо недолюбливают. На головы участников форумов, стоит им что-то прокомментировать, тут же обруши-ваются потоки грязных ругательств. Легкость, с которой индивид — любой индивид! — может поделиться своим мнением с членами огромного электронного сообщества, просто беспрецедентна. И те, кто любит вопить громче всех, могут свободно раскидывать свои злобные послания хоть на 20 электронных досок. Если на электронной доске появляется такой любитель по вопить, очень быстро разрушается чувство общности людей.

Internet, верный традициям академического сообщества, всегда полагался на само регуляцию — через ба-ланс давления и противодавления. Если кто-нибудь из дискуссионной группы присылал сообщение на отвлечен-ную тему или, хуже того, пытался продать что-то на электронном форуме, который остальными расценивался как весьма далекий от коммерции, то этот претендент на роль отступника или лавочника мог просто захлебнуться в лавине обрушивавшихся на него упреков. Так что до сих пор за соблюдением нравственных норм следили в ос-новном самозваные цензоры, немедленно отправлявшие «на костер» всякого, кто, по их мнению, переступал рамки приличий и демонстрировал антиобщественное поведение.

Коммерческие оперативные службы нанимают добровольцев и профессиональных сотрудников, которые должны следить за порядком на их электронных досках сообщений. Форумы под таким наблюдением отфильтро-вывают часть антиобщественных элементов, отказывая в приеме на серверы неприличных сообщений или пират-ской информации. Однако на большинстве форумов Internet такой опеки нет. Там творится все что угодно, и никто ни за что не отвечает, потому что все действуют анонимно. Надо выработать какие-то процедуры, чтобы спорить, не доходя до «рукоприкладства», чтобы потом не апеллировать к отделу защиты прав потребителей при главном прокуроре штата. Надо найти какие-то способы заставлять людей «снизить тон», чтобы магистраль не стала рупо-ром клеветы и оскорблений или местом, где можно выплеснуть свое раздражение.

Многие провайдеры стараются сейчас сузить доступ к форумам с явно выраженной сексуальной ориента-цией, а недавно начались атаки на незаконное распространение материалов, защищенных авторскими правами. В ряде университетов студентов и преподавателей заставляют удалять нежелательную корреспонденцию. Некото-рым это как кость в горле, потому что киберпространство кажется им местом, где можно все. У коммерческих служб аналогичные проблемы. На них сыпятся жалобы из-за ограничений на свободу общения. Все это вынудит компании создавать в Internet особые сообщества и устанавливать в них такие правила, которые избавят от этих проблем.