|
|
|
Кроме этого многих людей пугает в свете всеобщего внедрения компьютерных технологий перспектива превращения общества в безликую технологическую систему, находящуюся под тотальным контролем.
Вследствие уподобления всей жизненной деятельности работе машины обще-ство становится похоже на одну большую машину, организующую всею жизнь людей. Бюрократия Египта, Римской империи - лишь подступы к современную государству с его разветвленным чиновничьим аппаратом. Все, что задумано для осуществления какой-либо деятельности, должно быть построено по об-разцу машины, т.е. должно обладать точностью, предначертанностью дейст-вий, быть связанным внешними правилами… Следствия этой машинизации проис-текают из абсолютного превосходства механической предначертанности, ис-числяемости и надежности. Все, связанное с душевными переживаниями и ве-рой, допускается лишь при условии, что оно полезно для цели, поставленной перед машиной. Человек сам становится одним из видов сырья, подлежащего целенаправленной обработке. Поэтому тот, кто раньше был субстанцией цело-го и его смыслом - человек, - теперь становится средством… Люди в своей массе уподобляются песчинкам и, будучи лишены корней, могут быть поэтому использованы наилучшим образом. Ощущение жизни служит обычно рубежом меж-ду пребыванием на работе и частной жизнью. Однако частная жизнь становит-ся пустой, механизируется, и досуг, удовлетворение превращаются в рабо-ту». «Поэтому человек живет либо в состоянии глубокой неудовлетворенности собой, либо отказывается от самого себя, чтобы превратиться в функциони-рующую деталь машины, не размышляя, предаться своему витальному существо-ванию, теряя свою индивидуальность, перспективу прошлого и будущего, и ограничиться узкой полоской настоящего, чтобы, изменяя самому себе, стать легко заменяемым и пригодным для любой поставленной перед ним цели, пре-бывать в плену раз и навсегда данных, непроверенных, неподвижных, недиа-лектических, легко сменяющих друг друга иллюзорных достоверностей». Тот же, кто таит в себе неудовлетворенность, проявляющуюся в вечном беспокойстве, постоянно ощущает внутренний разлад. Он вынужден всегда но-сить маску, менять эту маску в зависимости от ситуации и от людей, с ко-торыми он общается. Он перестает постигать самого себя, так как, нося по-стоянно маску, он в конце концов сам уже не знает, кто он” Пожалуй, в последней цитате несколько сгущены краски. В сетевом сообществе равных пользователей, «жителей Киберпространства», такое вряд ли произойдет. Любые технологии и изобретения разъединяют людей, если они сами того хотят (или допускают). А насчет тотального контроля – технологий, способных осуществить это в масштабе всей сети не существует. Да и вряд ли это допустят пользователи Сети. |