ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ


Hosted by uCoz
СОДЕРЖАНИЕ
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ, ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И ВИРТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ
  1. Понятие информационного общества
  2. Информационные технологии и информационное общество
    1. Информация и ее специфика
    2. Internet: немного истории
    3. От Internet к информационной магистрали
    4. Что принесет с собой информационная магистраль?
  3. Некоторые из проблем информационной магистрали
    1. Свобода слова, интеллектуальная собственность...
    2. … И неприкосновенность частной жизни
    3. Угроза тотального контроля
    4. Некоторые пути разрешения проблем
  4. Искусственный интеллект, виртуальная реальность и виртуальная личность
  5. Литература

Человечество всегда искало способы заменить синхронную связь асинхронной. Пять тысяч лет назад до изобретения письменности единственной формой общения было устное слово: люди пропускали новость, если отсутствовали при ее оглашении. После появления письменности стало возможным хранить сведения; любой мог читать их тогда, когда ему (или ей) это было удобно.

Одно из преимуществ, которые сулит информационная магистраль, — свобода выбора. Как только связь становится асинхронной, Вы сами отбираете нужную информацию. Даже те, кто редко записывает телепередачи, берут фильмы напрокат. Всего за несколько долларов видео прокат предлагает тысячи и тысячи записей на любой вкус.

Опасения, которые вызывает магистраль, чаще всего касаются «перегрузки информацией». Перегрузка информацией — явление достаточно распространенное и не должно быть проблемой. Мы уже давно умеем справ-ляться с огромными массивами сведений, опираясь на обширную инфраструктуру, помогающую отбирать только самое нужное, — от библиотечных каталогов и обзоров видеофильмов до «Желтых страниц» и советов знакомых.

Сплав технологий и искусства аннотирования, заложенный в информационную магистраль, поможет на-ходить материал самыми разными способами. Идеальная система навигации должна быть мощной и в то же время простой в использовании. Базовыми методами выборки требуемых сведений будут запросы (queries), фильтры (fil-ters), пространственная навигация (spatial navigation), гиперсвязи (hyperlinks) и агенты (agents).

Суть различных методов выборки информации легче всего понять через образные сравнения. Представьте, что в некое хранилище помещен набор специфических сведений — перечень каких-то фактов, список фильмов или что-то еще. Запрос приводит к перебору всех элементов в хранилище и проверке каждого из них на соответствие заданному критерию. Фильтр действует иначе: он постоянно проверяет на соответствие заданному критерию но-вые поступления. Пространственная навигация: Вы бродите по хранилищу и заглядываете на полки только в опре-деленных местах.

Но, по-видимому, самый целесообразный и, пожалуй, самый простой подход по сравнению с остальными — заручиться помощью частного агента, представляющего Вас на информационной магистрали. В действительно-сти агент будет программой, в которую заложена некая личность; тем или иным способом Вы сможете общаться с этой личностью. Похоже на то, как будто вместо себя Вы отправляете на поиски своего помощника.

Последний и во многих отношениях самый полезный помощник — агент. Это фильтр, в который заложена некая личность и который как бы способен проявлять инициативу. Задача агента сводится к одному — помогать. Помогать в поиске информации при самых разных ситуациях.

Как Вам помочь, агенты «догадываются» отчасти потому, что компьютер запоминает Ваши прошлые дей-ствия. Ради эффективной работы с Вами он сможет подстроиться именно под Вас. Связанная с магистралью ин-формационная аппаратура, подчиняясь магии программ, будет «набираться опыта» от общения с Вами и сама предложит оптимальные способы решения тех или иных задач.

Аппаратными средствами управляют программные. Но как только программа написана, она навсегда оста-ется неизменной. А программа с элементами искусственного интеллекта по мере своей работы постепенно умнеет. Она учится примерно так же, как Ваш помощник, и тоже со временем становится все полезнее, узнавая Ваши при-вычки и вникая в Ваши задачи. Но пройдут месяцы, может быть, годы, и он, досконально освоив свои обязанности и Ваш стиль работы, станет более ценным сотрудником, Вашей правой рукой.
      Г. Кан: «Разница между понятиями «информация» и «интеллект» явля-ется искусственной, но достаточно важной. «Информация» стремится быть от-носительно формальной и легко доступной. «Интеллект» в данном случае употребляется больше в значении «военное мышление», чем «человеческое мышление»... Понятие «интеллект» является более широким и специфическим, менее официальным и формальным, чем-то, что мы называем информацией. По-нятие «интеллект» означает знание о событиях и людях, это знание может быть предположительным, интуитивным, личным и/или полученным наугад, не-официально или тайно. «Интеллектуальные» данные обычно не включаются в стандартные карточки, а информация включает в себя шаблонные данные, ко-торые ожидаются от системы. Трудно сделать различие между интеллектом и информацией более четким, но когда в систему вводят «интеллект», то это происходит в меньшей степени благодаря механическому или электронному программированию, а в большей степени благодаря случайному (или заплани-рованному) наличию нужных людей, на нужном месте, в нужный час»
Некоторые люди, слыша о программах с элементами искусственного интеллекта и дружеским интерфей-сом, реагируют очень бурно — их просто в дрожь бросает от идеи очеловечить компьютер. Люди всегда, с древ-нейших времен, олицетворяли природу, наделяли ее человеческими качествами. Пример тому — мультфильмы. Тот же Lion King (Король-Лев) мало что общего имеет с реальностью, да и не претендует на это. И тем не менее, когда ломается автомобиль или зависает компьютер, мы начинаем осыпать его проклятиями, взывать к его «совес-ти» или горестно спрашиваем, что же он нас так подвел. Конечно, мы все прекрасно понимаем, однако продолжа-ем воспринимать неживые предметы так, будто они разумны, и действуют по своей воле.

С улучшением качества визуальных и звуковых элементов удастся точнее моделировать реальность во всех ее проявлениях. Виртуальная реальность позволит нам «бывать» там, где иначе мы никогда бы не побывали, и «делать» то, что иначе мы никогда бы не сделали.

Хотите обследовать поверхность Марса? Гораздо безопаснее сделать это через виртуальную реальность. А как насчет мест, не доступных ни одному человеку? Кардиолог сможет плавно «пройти» по сердцу пациента и об-следовать его так скрупулезно, как не позволит ни один медицинский прибор. Хирург — прежде чем взять в руки настоящий скальпель — сможет попрактиковаться в сложнейших операциях, моделируя самое экстраординарное ее течение. И наконец, виртуальная реальность даст шанс просто побродить по миру собственных фантазий.

Другие сферы применения информационной магистрали окажутся сугубо практическими. Например, ко-гда Вы уедете в отпуск, программа-экономка отключит отопление, уведомит почту не приносить пока корреспон-денцию на дом, будет периодически зажигать свет в разных комнатах, чтобы казалось, будто Вы дома, и сама оп-лачивать мелкие счета.

Многое из того, о чем здесь говорилось, уже реализуется в приложениях для персональных компьютеров. Интерактивная информация стремительно входит в нашу жизнь и скоро станет обыденностью. Однако, прежде чем это произойдет, придется сложить еще немало кусочков головоломки — компонентов информационной магистра-ли.