Организация и методики исследования

Введение
Возрастная психология
Типы темперамента
Понятие успеха и успешности
Организация исследования
Результаты исследования и выводы
Практические рекомендации
Список литературы
Приложения

Организация исследования

      Экспериментальная часть исследования была проведена в первом полугодии 2005-2006 учебного года в МОУ Гимназия №6 г.Перми.

     В качестве испытуемых были выбраны учащиеся 10-11 классов, всего 82 человека.

Юношей - 33 человека;

Девушек - 49 человек

Методики исследования и их обоснование

      Целью эксперимента было выявить тип темперамента учащихся и вывести закономерность (связь) между типом темперамента, полом и потребностью в достижении успеха и избегании неудачи.

     Эксперимент проводился в соответствии с требованиями, предъявляемыми к проведению опросников: все испытуемые были ознакомлены с инструкцией; результаты фиксировались в регистрационном бланке ответов.

      Для проведения экспериментального исследования был определен следующий блок психодиагностирующих методик :

  1. Опросник по выявлению типа темперамента. [5]

    Испытуемым было предложено 20 блоков вопросов по 4 утверждения. Из каждого блока нужно было выбрать одно, наиболее свойственное каждому человеку. Затем определялось общее количество ответов "а", "б", "в", "г", число каждого ответа умножалось на 5. В результате чего определялся доминирующий тип темперамента. [просмотреть тест]

  2. Изучение мотивации успеха и боязни неудачи.[6]

    Учащимся было предложено 20 вопросов, на которые они отвечали либо "да", либо "нет". Затем подсчитывалось общее количество ответов по ключу к тесту. В результате диагностировалась либо мотивация на успех (максимальное количество баллов), либо боязнь неудачи (минимальное количество баллов). Данная гипотеза нужна для подтверждения нашей гипотезы. [просмотреть тест]

  3. Изучение потребности в достижении.[6]

    Учащимся было предложено 23 вопроса, на которые они отвечали либо "да", либо "нет". Затем подсчитывалось общее количество ответов по ключу к тесту. Методика выявляет степень выраженности потребности учащегося в достижении успеха в любой деятельности, заряженности человека на успех. [просмотреть тест]

  4. Анкета.[6]

    Учащимся были предложены 9 вопросов с вариантами ответов. Затем варианты ответов соотносились с полом и типом темперамента испытуемых. В результате определялась эмоциональная реакция и предполагаемые причины успеха и неуспеха в различных жизненных ситуациях. [просмотреть анкету]

      Все методики обладают достаточным психометрическим обоснованием по критериям надежности. Для обработки статистических данных были использованы следующие статистические методы:

  • Описательная статистика для характеристики выборки.
  • При обработке полученных данных вычислялись соотношения в абсолютных показателях и процентах, осуществлялся сравнительный анализ и, наряду с этим, данные подвергались качественному анализу.

Постановка проблемы и задачи исследования.

      Проблема изучения успеха и успешности и влияния на них различных факторов, несмотря на проведенные исследования, остается актуальной и по-видимому будет актуальной всегда, так как включает в себя много переменных, меняющихся со временем.

      Анализ литературы по данной теме показал, что аспекты влияния пола и типа темперамента на успешность остаются малоизученными. Что позволяет выдвинуть следующую гипотезу:

На успешность в юношеском возрасте влияют половые различия и тип темперамента.

Цель исследования: Выявить зависимость пола и типа темперамента с успешностью.

Задачи исследования:

  1. Определить тип темперамента старшеклассника.

  2. Выявить влияние половых различий на успешность в юношеском возрасте.
  3. Выявить влияние типов темперамента на успешность в юношеском возрасте.

Объект исследования: учащиеся 10-11 классов.

Hosted by uCoz