Методики исследования и их обоснование
      Целью эксперимента было выявить тип темперамента учащихся и вывести закономерность (связь) между типом темперамента, полом и потребностью в достижении успеха и избегании неудачи.
     Эксперимент проводился в соответствии с требованиями, предъявляемыми к проведению опросников: все испытуемые были ознакомлены с инструкцией; результаты фиксировались в регистрационном бланке ответов.
      Для проведения экспериментального исследования был определен следующий блок психодиагностирующих методик :
- Опросник по выявлению типа темперамента. [5]
Испытуемым было предложено 20 блоков вопросов по 4 утверждения. Из каждого блока нужно было выбрать одно, наиболее свойственное каждому человеку. Затем определялось общее количество ответов "а", "б", "в", "г", число каждого ответа умножалось на 5. В результате чего определялся доминирующий тип темперамента. [просмотреть тест]
- Изучение мотивации успеха и боязни неудачи.[6]
Учащимся было предложено 20 вопросов, на которые они отвечали либо "да", либо "нет". Затем подсчитывалось общее количество ответов по ключу к тесту. В результате диагностировалась либо мотивация на успех (максимальное количество баллов), либо боязнь неудачи (минимальное количество баллов). Данная гипотеза нужна для подтверждения нашей гипотезы. [просмотреть тест]
- Изучение потребности в достижении.[6]
Учащимся было предложено 23 вопроса, на которые они отвечали либо "да", либо "нет". Затем подсчитывалось общее количество ответов по ключу к тесту. Методика выявляет степень выраженности потребности учащегося в достижении успеха в любой деятельности, заряженности человека на успех. [просмотреть тест]
- Анкета.[6]
Учащимся были предложены 9 вопросов с вариантами ответов. Затем варианты ответов соотносились с полом и типом темперамента испытуемых. В результате определялась эмоциональная реакция и предполагаемые причины успеха и неуспеха в различных жизненных ситуациях. [просмотреть анкету]
      Все методики обладают достаточным психометрическим обоснованием по критериям надежности. Для обработки статистических данных были использованы следующие статистические методы:
- Описательная статистика для характеристики выборки.
- При обработке полученных данных вычислялись соотношения в абсолютных показателях и процентах, осуществлялся сравнительный анализ и, наряду с этим, данные подвергались качественному анализу.
Постановка проблемы и задачи исследования.
      Проблема изучения успеха и успешности и влияния на них различных факторов, несмотря на проведенные исследования, остается актуальной и по-видимому будет актуальной всегда, так как включает в себя много переменных, меняющихся со временем.
      Анализ литературы по данной теме показал, что аспекты влияния пола и типа темперамента на успешность остаются малоизученными. Что позволяет выдвинуть следующую гипотезу:
На успешность в юношеском возрасте влияют половые различия и тип темперамента.
Цель исследования: Выявить зависимость пола и типа темперамента с успешностью.
Задачи исследования:
- Определить тип темперамента старшеклассника.
- Выявить влияние половых различий на успешность в юношеском возрасте.
- Выявить влияние типов темперамента на успешность в юношеском возрасте.
Объект исследования: учащиеся 10-11 классов. |