Психологи разграничивают подростковый возраст (отрочество) и юность. Но хронологические рамки этих периодов весьма условны, они частично пересекаются. Возраст между 14-15 и 16-17 годами в одних случаях определяется как ранняя юность, в других – как конец отрочества.
      В раннем юношеском возрасте многих людей отмечается повышенная невротичность. В 14 лет интроверсия сменяется экстраверсией, подросток экспансивен, энергичен, общителен, возрастает его уверенность в себе, а так же интерес к другим людям и различиям между ними. Он склонен к категоричным суждениям, к недостаточно продуманным поступкам, очарован словом "личность", любит обсуждать и сравнивать себя с другими, активно идентифицируется с героями кино и литературы, узнавая в них собственные черты.
      Сущность 15-летия невозможно отобразить в единой формуле, так как быстро нарастают индивидуальные различия-новообразования этого возраста – рост духа независимости, который делает отношения подростка в семье и в школе весьма напряженными, жажда свободы от внешнего контроля сочетается с ростом самоконтроля и началом самовоспитания. Все это повышает ранимость подростка и его восприимчивость к вредным влияниям. |  |
      В ранней юности продолжается раздельное, относительно независимое развитие взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми. Взаимоотношения со сверстниками в свою очередь делятся на товарищеские и дружеские, а со взрослыми – на личные и деловые. У девушек потребность в дружеских отношениях возникает на полтора-два года раньше, чем у юношей, и особенно заметны межполовые различия в самом конце подросткового – начале юношеского возраста в стремлении дружить с человеком противоположного пола. Девушки, как правило, более эмоциональны, придают гораздо большее значение межличностным взаимоотношениям.
      В 16 лет наступает новое равновесие: мятежность уступает место жизнерадостности, значительно увеличивается внутренняя самостоятельность, появляется уравновешенность,общительность, устремленность в будущее. В этот период обычно меняются отношения юношей и девушек со взрослыми, они становятся более ровными, менее конфликтными.
      Юность характеризуется так же проявлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других, в отрицательном же варианте возникает противоположность – диффузное, расплывчатое «я», ролевая и личностная неопределенность. Типичная черта этой фазы развития – «ролевой мораторий»: диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьез и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе.
      Переход от детства к зрелости в целом охватывает возраст от 11-12 до 23-25 лет и делится на три этапа. Я же подробнее остановлюсь на юношеском этапе, так как сама сейчас нахожусь в этом возрасте и для меня важно разобраться в особенностях этого периода.
|       Юношеский возраст (от 14-15 до 18 лет) представляет собой в буквальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Биологически – это период завершения физического созревания. Большинство девушек и значительная часть юношей вступают в него постпуберантными, однако на его долю выпадает задача многочисленных «доделок» и устранение диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания. К концу периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать уже как принадлежащие к циклу взрослости. Социальное положение юношества неоднородно. Юность - завершающий этап первичной социализации. Подавляющее большинство юношей и девушек еще учащиеся. Юношеское самоопределение - исключительно важный этап формирования личности. Однако до тех пор, пока это "предвосхищающее" самоопределение не проверено практикой, его нельзя считать прочным и окончательным. |
      Умственное развитие. Юноши чаще и настойчивее задают вопрос "почему?", нежели подростки, и высказывают сомнения в достаточности и обоснованности предлагаемых объяснений. Их мыслительная деятельность более активна и самостоятельна. Они более критично относятся к учителям. Для юношей характерна тяга к обобщениям, поиск обпдих принципов и законов, стоящих за частными фактами.
      Однако широта умственных интересов часто сочетается у юношей с разбросанностью, отсутствием системы и метода. Иногда юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и особенно умственных возможностей. Девушки же немного обгоняют юношей в развитии, в том числе и умственном. Почти во всех старших классах появляется некоторое число безразличных, скучающих учеников, которым учеба кажется прозаичной по сравнению с воображаемой интересной жизнью. Увеличиваются так же индивидуальные различия в уровне и направленности умственных интересов и способностей учащихся.
      Эмоции и чувства. Физиологические истоки эмоциональной напряженности нагляднее видны у женщин: у них депрессия, раздражительность тревожность и пониженное самоуважение тесно связаны с определенным периодом менструального цикла, за которым следует эмоциональный подъем. У юношей такой жесткой психофизиологической зависимости пока не обнаружено, хотя пуберантный возраст и для них труден. Но пик эмоциональной напряженности, тревожности и отрицательных эмоций не обязательно совпадают с максимумом общей эмотивности (эмоциональной чувствительности). Кроме того, эмоциональные реакции и поведение юношей и девушек, не могут быть объяснены лишь сдвигами гормонального порядка. Они зависят также от социальных факторов и условий воспитания, причем индивидуально-типологические различия сплошь и рядом превалируют над возрастными. Психологические трудности взросления, противоречивость уровня притязаний и образа "я" нередко приводят к тому, что эмоциональная напряженность, типичная для подростка, захватывает и годы юности.
      Юношеский возраст характеризуется, таким образом, большей (по сравнению с подростковым) дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. Юношеские настроения значительно более устойчивы и осознанны и соотносятся с гораздо более широким кругом социальных условий. Расширение круга личностно-значимых отношений, которые всегда эмоционально окрашены, проявляется в развитии так называемых высших чувств. Усвоение определенной системы нравственных норм и принципов претворяется в сложную гамму моральных чувств - чувство долга перед обществом и окружающими людьми, способность к сопереживанию, потребность в дружбе и любви, чувство товарищеской солидарности и морально-политические чувства.
      Нарушение старшеклассником принятых им самим норм поведения вызывает у него мучительное чувство вины. Заметно расширяется сфера эстетических чувств, которые постепенно вычленяются из круга других переживании и находят специфические способы выражения и удовлетворения. При этом в эстетике, как и в морали, юность особенно чувствительно к контрастам, остро переживает переход от возвышенного к низменному, от трагического к комическому. Особо нужно отметить развитие в юности чувства юмора, тесно связанного с иронией, позволяющий подростку вырвать предмет из его привычных связей и установить с ним необычные, "странные" ассоциации. Наивная детская любознательность перерастает в осознанное наслаждение процессом мышления, в радость по поводу преодоления трудностей, сознательное стремление к творчеству и т.д.
      В юношеском возрасте наряду с дружбой у многих молодых людей возникает ещё более глубокое чувство – любовь. Дружба и любовь в этом возрасте чаще всего неотделимы друг от друга. Дружба может перейти в любовь, а на месте товарищеских и дружеских отношений могут возникнуть ухаживания. Юноши и девушки сами ищут межличностных отношений, интимных контактов друг с другом, они уже не в состоянии долгое время находиться в одиночестве. |  |
      Иногда старшеклассники бывают настолько озабочены и поглощены тем, что непосредственно связано с влюбленностью, что забывают обо всем остальном. В юношеском возрасте возникает и в течении длительного периода жизни сохраняется идеал возлюбленного, включающий определенную внешность, обладание набором конкретных личностных достоинств. Такой идеал определяет межличностные симпатии и предпочтения, по крайней мере в течении нескольких лет после первой влюбленности. |
 |       Самосознание и образ «я». Важнейший психологический процесс
юношеского возраста – становление самосознания и устойчивого образа «я».
Противоречивость положения подростка, изменение структуры его социальных
ролей и уровня притязаний - вот что в первую очередь актуализирует вопрос: «Кто
я?»
      Постановка этого вопроса – закономерный результат всего предшествующего развития психики. Рост самостоятельности означает не что иное, как переход от системы внешнего управления к самоуправлению. Но всякое управление требует информации об объекте. При самоуправлении это должна быть информация субъекта о самом себе, т.е. самосознание. Уровень самосознания и степень сложности, интегрированности и устойчивости образа «я» тесно связаны с развитием интеллекта. |
      Ценнейшее психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Юноша начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния своего собственного «я», а так же принимать себя как успешного или неуспешного человека.