ШИФРОВАННОЕ ПИСЬМО

Книжные шифры

Широко применялись книжные шифры, обеспечивающие достаточную стойкость, но обладающие существенным недостатком: корреспондентам сети необходимо всегда иметь при себе книгу - ключ. Это нередко представляло неудобство, и, кроме того, при «провале» сети связи, противник мог определить ключевую книгу (по наличию ее у всех корреспондентов). Поэтому часто вместо книги использовались легко запоминаемые слова или фразы, по которым воспроизводилась гипотетическая страница книги.

 

При использовании книжных шифров во время Гражданской войны в США в качестве исходных шифрвеличин выбирались не буквы, а слова и целые выражения. При этом южане часто использовали общедоступные коммерческие кодовые книги, по которым и производили замену шифрвеличин. Северянам не составляло большого труда перебирать ограниченное число коммерческих кодовых книг и находить ключ. Для усиления кодирования южане вводили простые правила типа: если шифруемое слово находится на 18-м месте 29-й страницы книги, то оно заменяется 18-м словом на 19-й странице. Подобные модификации не смущали северян.   

 

О шифропыте первых марксистов нам дают представление воспоминания известного социал-демократа Виктора Катина-Ярцева.

Положим ключом к шифру будет стихотворение:

Птичка божия не знает
Ни заботы, ни труда,
Хлопотливо не свивает
Долговечного гнезда.

Предстоит зашифровать слово: «Гимназия». Первая буква слова – «Г», мы её обозначаем 4/4,  где числителем будет строка, знаменателем – порядок букв в этой строке.  Рекомендовалось вносить побольше разнообразия, заимствуя букву из разных мест ключа, чтобы затруднить для посторонних специалистов расшифрование написанного.

В стихотворном шифре ключом является заранее оговоренное стихотворение, которое записывается в прямоугольник согласованного размера, например, 10 на 20. Этот прямоугольник является ключевой страницей книжного шифра.

 

Приведем реальный исторический пример стихотворного шифра, применявшегося революционерами в начале ХХ века. Ключом шифра являлось стихотворение Н. А. Некрасова «Школьник»: «Ну, пошел же ради бога…». Стихотворение вписывалось в квадрат размером 10 на 10, лишние буквы строки (содержащей более 10 букв) выбрасывались:  

 

 1

 2 

 3

 4 

 5

 6

 7

 8 

 9

 10

 1 

 Н

 У

 П

 О

 Ш

 Е

 Л

 Ж

 Е

 Р

 2

 Н

 Е

 Б

 О

 Е

 Л

 Ь

 Н

 И

 К

 3

 Н

 Е

 В

 Е

 С

 Е

 Л

 А

 Я

 Л

 4

 Э

 Й

 С

 А

 Д

 И

 С

 Ь

 К

 О

 5

 Н

 О

 Г

 И

 Б

 О

 С

 Ы

 Г

 Р

 6

 И

 Е

 Д

 В

 А

 П

 Р

 И

 К

 Р

 7

 Н

 Е

 С

 Т

 Ы

 Д

 И

 С

 Ь

 Ч

 8

 Э

 Т

 О

 М

 Н

 О

 Г

 И

 Х

 Ъ

 9

 В

 И

 Ж

 У

 Я

 В

 К

 О

 Г

 О

10

 Т 

 А

 К 

 У

 Ч 

 И 

 Т 

 Ь

 С 

 Я

 Начало зашифрованного текста «Сообщите …» могло иметь разные варианты написания: «3/5 1/4 5/6 2/3 1/5 7/7 7/4 7/2 …», «5/7 5/6 8/6 5/5 1/5 5/4 9/9 6/2 …и т. д.

Числитель дает строку, а знаменатель номер столбца. Ввиду отсутствия в таблице буквы «Щ» она заменена на «Ш» (что не мешает правильному расшифрованию).

Одна из ошибок революционеров заключалась в частом использовании произведений поэтов демократов, которые были знакомы полиции. Это облегчало дешифрование секретных посланий, поскольку сама идея шифрования была известна полиции. Защиту обеспечивал лишь ключ – «секретное стихотворение». Другая ошибка, облегчающая дешифрование, заключалась в частом употреблении стандартных слов и выражений: «Сообщите … », «Направляю вам …», «явка», «адрес» и т. д. Частое использование одного и того же ключа-стихотворения также облегчало чтение сообщений полицией, эффективно использовавшей эти ошибки.

  

Применялся и такой прием, как чтение «невинного текста» (текста прикрытия) по заранее оговоренным местам появления слов секретного сообщения. Например, договоренность сторон в том, что из полученного несекретного сообщения надо читать только каждое пятое слово.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz