|
Реди-мэйд
От английского "ready made" - готовое изделие. Классический образец (и первый прецедент) - знаменитый "Фонтан" Марселя Дюшана.
В основе традиции лежит идея, что произведение искусства создается путем перемещения объекта из профанной в сакральную среду (терминология Бориса Гройса). Под "сакральной средой" в данном случае подразумевается "храм искусства" (музей, выставочный зал), под профанной - весь остальной мир. То есть, выставляя свой знаменитый писсуар, Дюшан действительно просто переместил его из "профанной среды" (магазина, откуда писсуар, предмет сугубо утилитарный, должен был рано или поздно попасть в уборную и быть использованным по назначению) в "сакральную среду" выставочного пространства, где предмет тут же утратил свою утилитарность и стал произведением искусства - одним из самых знаменитых в мире произведений искусства, к слову сказать.
Получается, что все зависит от точки зрения, а рэди-мейд - это, в первую очередь, первый шаг к пониманию ныне уже общеизвестного утверждения, что искусство - это то, что занято саморепрезентацией.
|
|