Существование человека, его созидательная или разрушительная деятельность всегда порождала много проблем и создавала много вопросов. Многие вопросы, появившись вместе с человеком, до сих пор волнуют человечество. Один из таких вопросов – проблема нравственного выбора. Человек постоянно должен делать свой выбор, чего-то лишаться, что-то приобретать. Как осуществить свой выбор между материальным и духовным богатством, как не потерять все, что имеешь, все приобретенные материальные и духовные блага? Как, несмотря ни на что, остаться человеком, сохранить свое духовное Я?
Как бы то ни было, род людской от самых своих истоков обречен двигаться в вечном Разделении между двумя противоположностями. Порой они раздирают его, и появляется угроза. Угроза переступить черту, выйти за рамки. Рамки, общие для всех и в то же время приемлемые лишь для отдельно взятой личности – границы Добра и Зла. Два оплота морали общественной и личной совести, фундаментальные догмы, существующие испокон веков, охраняемые человеческой цивилизацией как высшая ценность.
Как оценить добро, не зная зла? Как можно стремиться к свету, не испытав ужасов тьмы? Как бессмысленна и скучна была бы наша жизнь, когда б не зло! Зло причиняет страдания, а страдания пробуждают жажду лучшей жизни; недостатки заставляют нас совершенствоваться, развиваться и мечтать об идеале.
Именно образ Дьявола и есть то воплощение, то вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра.
Целью моей работы было проследить эволюцию нравов, воззрений на то, что такое добро и что такое зло на разных этапах развития человеческой цивилизации. Это возможно посредством исследования фольклорного и литературного наследия через образы Зла – те образы, которые в большей мере характеризуют те самые «рамки». И подробнее я хотел бы остановиться на образах Мефистофеля и Воланда как представителях литературы Нового и Новейшего времени – наиболее близких к нам эпох.