«Человек, про которого нельзя с уверенностью сказать, попадет он в рай или в ад, не станет своим ни в одном из этих мест...» АфоризмДьявол - это вселенский бунтарь, единственное независимое существо в империи Бога, противовес единообразию, диссонанс в космической гармонии, исключение из правила, особая в общем, непредвиденная песчинка, ломающая ход тонкого механизма; он - стремление к индивидуальности, жажда оригинальности, которая не даёт спокойной жизни оруженосцам Бога, являющихся сторонниками единой тактики боевых действий.
Образ Дьявола в литературе есть отражение понятия Зла в человеческом сознании эпохи. Сатана и Вечная Тьма неразрывно связаны между собой. Эволюция образа Дьявола происходит, когда сменяются воззрения на природу Зла, а вопросы о природе добра и зла встают с особой остротой в каждую переломную эпоху, когда конкурирующие общественные уклады, воплощающие старое и новое, резко поляризуются.
В ходе историко-культурного развития вера в дьявола не раз претерпевала существенные изменения. От первобытных чертей, более комичных, нежели устрашающих, через ветхозаветных бесов как своеобразного воплощения старых идолов, противопоставленных единому богу иудеев, к догмату христианства о царстве сатаны как антипода Царства Божьего, дьяволе-антихристе, совершенствовалось и изменялось само представление о силах зла. У Гёте Фауст и Мефистофель – две стороны единой натуры человека: вдохновлённый энтузиазм и насмешливая трезвость. Источник всего Светлого и Тёмного, вселенского Добра и Зла – человек, который на себе «испытывает то ночь, то день».
Дьявол XXI века не Мефистофель и даже не Воланд. Сегодня общество диктует новые нравственные ориентиры и порождает новые пороки. Эволюция Дьявола продолжается и будет продолжаться до тех пор, пока человечество существует.