С точки зрения религиозных представлений иудаизма и христианства Сатана – антагонист Бога и всех верных ему сил на небесах и на земле, враг человеческого рода, царь ада и повелитель бесов. Сатана противостоит Богу не на равных основаниях, не как божество или антибожество Зла, но как падшее творение Бога и мятежный подданный его державы, который только и может, что обращать против Бога силу, полученную от него же. Это очень важное замечание, т.к. в более поздних представлениях об отношениях Бога и Дьявола преобладают дуалистические воззрения, т.е. преобладают мнения о том, что Бог и Дьявол – равны по силе, но управляют разными ведомствами.
На мысль о равенстве начал добра и зла человека могли навести наблюдения за природой и раздумья о своей собственной жизни. В душе человека уживаются самые разнообразные, подчас противоречащие друг другу стремления; добро и зло в его мыслях и поступках переплетены столь тесно, что даже отличить их друг от друга удается не всегда. Более того, добрые намерения нередко порождают зло, а преступные намерения оборачиваются во благо. Возможно, именно в это время мидийский пророк Заратуштра (которого греки впоследствии называли Зороастром) выступил с проповедью о том, что сколь бы могущественным и вездесущим ни было зло, его можно избегать, а, в конечном счете, и победить.
Царство зла было упорядочено по образцу царства добра. Две равные по силам армии выстроились друг против друга в боевом порядке, словно белые и черные фигуры на шахматной доске. Однако выигранное сражение не несло за собой даже краткого перемирия: борьбе Добра и Зла предстояло длиться до конца времен. Подобное двоемирие отсутствует в христианстве, а сама идея дуализма считалась возмутимой ересью. Ветхозаветские бесы – это идолы древнего мира, остаточное явление язычества.