Проклятое золото

В средневековом эпосе существовала очень яркая тема – тема проклятого золота. Возможно, она возникла под влиянием христианства. Переходную стадию от золота «удачливого» к золоту проклятому занимает «Беовульф». Уже в нем есть упоминание предметов, приносящих несчастье или хранящих память о плохих событиях.

Гаутский Хигелак, внук Свертинга,
тем даром Вальхтеов, кольцом был украшен
в последней битве, где защищал он
свою добычу, стоя под стягом,-
Судьба настигла вольнолюбивца
в пределах фризских: надев на шею
то украшение, пришел за море
дружиноначальник, но пал под щитами,
и с телом вместе убор нагрудный
достался франкам, и это сокровище
так же стало поживой слабейших
врагов на поле, где многих гаутов
смерть похитила. (1202 след)

Не должно героям
носить драгоценности горестнопамятные,
да не украсит шею девичью
кольцо витое, коль скоро пленная
жена за недругами пойдет на чужбину. (3016 след)

Наиболее же полно история о богатстве, приносящем несчастья, отражена в истории рода Вольсунгов, изложенной в героических песнях «Старшей Эдды», в «Младшей Эдде», в «Саге о Вольсунгах» а германский эпос «Песнь о Нибелунгах» перетолковывает историю потомков Вольси (то есть Одина) в куртуазно-рыцарской манере. Иногда это сказание еще называют «преданием о проклятом золоте», ведь именно золото стало причиной гибели славного рода.

Мотив проклятого золота имеет мифологическое происхождение. В «Младшей Эдде» рассказывается о том, как трое богов – Один, Локи и Хенрир – однажды встретили у водопада выдру. Локки убил ее, ловко бросив камень. Оказалось, что это было не просто животное, а Отр – сын местного властителя Хреймдара. Чтобы откупиться, боги предложили Хреймдару столько золота, сколько он попросит. На что тот потребовал засыпать сокровищами шкуру выдры. Искать золото отправился Локи. Он поймал карлика Андвари и заставил его отдать все принадлежащие ему сокровища. Карлик подчинился, но попытался припрятать одну вещь – кольцо Драупнир, преумножающее богатства. Локи заметил уловку и отобрал колечко. И тогда Андвари сказал: «то кольцо будет стоить жизни всякому, кто им завладеет».

Выкуп был заплачен. Теперь сокровища вместе с Драупниром стали принадлежать Хреймдару. Вот здесь и начинает сбываться проклятие Андвари. В борьбе за богатства от рук сыновей погибает Хреймдар. Брат Отра – Регин – сбежал, спасаясь от своего брата Фафнира, принявшего образ дракона. Здесь предание срастается с родовой сагой о Вольсунгах. Объединяет эти две линии Сигурд – главный герой большинства скандинавских героических эпосов.

Регин встречает в лесу юношу по имени Сигурд, воспитывает его, отковывает заново волшебный меч Грам. Сигурд убивает Фафнира, брата Регина, и, съев сердце дракона, приобретает дар понимать язык птиц. Затем он же убивает бывшего наставника, и золото вместе с проклятием переходит к нему.

От птиц Сигурд узнает о прекрасной деве, которая лежит на вершине горы, окруженная пламенем и погруженная в магический сон. Он отправляется туда, и пробуждает красавицу, которая оказалась валькирией Брюнхильд. Они обмениваются брачными обетами, и все бы было хорошо, но вмешивается проклятие. Напоенный любовным зельем Сигурд нарушает обет и женится на дочери местного конунга Гудрун, а Брюнхильд в отместку тоже решает выйти замуж, но только за того, кто сможет преодолеть кольцо пламени, как это когда-то сделал Сигурд. В валькирию влюблен брат Гудрун – Гуннар, и Сигурд решает помочь ему. Сигурд в обличье Гуннара преодолевает препятствие. Счастливый Гуннар женится на Брюнхильд. Однако после свадьбы обман раскрывается, и Брюнхильд подговаривает мужа отомстить Сигурду. Гуннар и его брат Хегни подговаривают младшего Готторма убить его. Так погибает последний владелец проклятых сокровищ.

После смерти Сигурда богатства переходят к Гуннару и Хегни. Оплакав мужа, Гудрун вторично выходит замуж за конунга Атли, который, возжелав завладеть проклятым сокровищем, убивает Гуннара и Хегни и погибает сам от рук жены. История заканчивается бросанием сокровищ в воды Рейна и смертью Гудрун в пламени пожара.

Так исполнилось проклятие Андвари, переходившее от владельца к владельцу вместе с сокровищами.

Во «Властелине Колец» тема проклятого золота несколько видоизменилась. Если в скандинавском эпосе было просто приумножавшее богатство кольцо Драупнир, которое имеет только материальную ценность, то в эпопее Толкина Кольца Власти страшны тем, что дают практически безграничную власть. И это становится страшным испытанием, даже для сильных духом. Кольцо, словно плохой советчик, находит тропинку к сердцу любого своего владельца и постепенно совращает его. И вот даже тот, кто задумывал благо, может стать тираном, имя которого будут бояться произносить во всех уголках Средиземья. Единственные, на кого Кольцо имело минимальное влияние – хоббиты. По самой своей природе этим существам не нужна власть ни над букашками, ни над всем миром. Пожалуй, единственным хоббитом, на которого Кольцо оказало столь чудовищное влияние, это Голлум. За сотни лет владения сокровищем он потерял свой изначальный облик, превратившись в уродливое и несчастное создание.

Второе свойство Кольца заключается в том, что оно делает невидимым всех, кто его надевает. Однако невидимость эта тоже с подвохом. На самом деле надевший его на время переходит из мира живых в мир призраков. При частом ношении владелец Кольца постепенно истончается и в итоге полностью переходит в призрачное измерение. Например, именно это произошло с Девятью Кольценосцами – назгулами.

Hosted by uCoz