Духовные идеалы

Однако современную фэнтези и героический эпос древности связывают не только темы пиршеств, песен и материальных ценностей. Очень важную роль в средневековых преданиях играют понятия славы, чести, а так же вытекающие из них – клятва, верность, предательство, месть.

Помни о славе! Исполни клятву!
Врага стереги! – и добудешь награду,
коль скоро в сражении жизнь не утратишь! (660 след)

Такова цель жизни средневекового воина, таковы его главные ценности. Помнить о славе – значит совершать на поле брани подвиги, чтобы потом о них долгие годы вспоминали в песнях; исполнить клятву – доказать свою верность и сохранить честь; добыть награду – как достойное завершение для хорошей битвы.

Слава есть главное, к чему стремился любой воин, и в эпосах это неоднократно подчеркивается. Но если во «Властелине Колец» воплощением славы является песня, то для героев «Беовульфа» это просто достойная память об их деяниях.

"Беовульф"

Ибо мужу должно достойным
делом в народе славу сыскать! (24-25)

Пусть же, кто может, вживе заслужит
вечную славу! Ибо для воина
лучшая плата – слава достойная!(1397 след)

…Но этой битвой
преумножил я, народоправитель,
славу нашего племени! (2095-2096)

Стремление к славе во "Властелине Колец" не выражено так четко, как в «Беовульфе». Возможно это связано с тем, что цель главных героев – спасти мир, а не совершить ратные подвиги. Однако упоминания о славе на поле боя в тексте есть, и встречаются они большей частью при описании действий дружины эорлингов.

Не менее важно для средневекового воина сохранение его чести. Есть несколько способов покрыть себя несмываемым позором: преступить клятву верности и предать своего вождя или не проявить доблести на поле боя, т.е. струсить. Зачастую, все это переплетается и объединяется. Например, во время последней битвы Беовульфа с драконом его дружина отсиживалась в близлежащем лесу. Совершив такой поступок, воины и преступили данную ими клятву верно служить правителю, т.е. предали его, и не проявили доблести на поле боя, попросту сбежав с него, т.е. струсили.

Понятие чести, верности

"Беовульф"

Уж лучше мне в пламени навеки сгинуть,
владыку спасая, чем ждать в укрытье!
Бесчестно было бы нам, щитоносцам.
вспять обратиться, не испытавши
врага железом. (2650 след)

Из рощи вышли клятвопреступники –
те десять бесславных, бежавших в страхе,
копья в испуге поднять не посмевших
меча в защиту ратеначальника, –
и вот, покрывшие щиты позором,
они приблизились к одру героя. (2845 след)

…Уж лучше воину
уйти из жизни, чем жить с позором! (2889-2890)

"Властелин Колец"

« - Сперва скажите мне, кому вы служите, - сказал Арагорн. – В дружбе или во вражде вы с Сауроном, с Черным Властелином Мордора?
- Я служу лишь своему властителю, конунгу Теодену, сыну Тенгела, - отвечал Эомер». (Кн.3 гл.2)

«Я поведу войско; сражаясь рядом со мной, ты сможешь доказать свою верность» (Кн.3 гл.6)

Клятва

"Беовульф"

Дал я клятву, когда с дружиной
восходил на ладью, чтобы плыть за море:
или избуду я ваши беды,
или сгину в тугих объятьях
рук вражьих – зарок мой крепок!-
добуду победу, или окончатся
дни моей жизни в этом чертоге! (633 след)

…Битва умножила
славу гаута, слово чести,
что дал он данам, герой не нарушил:
спас их от гибели, исправил участь
людей, не знавших удачи в стычках,
избавил скорбных от долгострадания. (828 след)

"Властелин Колец"

«Я не подобрал бы этот талисман и на большой дороге» - таковы были мои слова. И если бы я теперь возжаждал его, - ведь я же не знал, о чем говорил, - слова мои остались бы клятвой, а клятв нарушать нельзя». (Кн.4 гл.5)

«– Снимите ее, снимите! Нам болестно!
– Нет, не сниму, - покачал головой Фродо. <…> Разве что ты дашь честное слово, а я ему поверю.
– Мы поклянемся слушаться, да, да, да-сс, - стенал Горлум. <…> Смеагорл поклянется на Прелести.<…>
– На Прелести? Да ты что! Опомнись! <…>Ты понимаешь, что тебе грозит, Смеагорл? Что ж, такую клятву ты поневоле сдержишь. Но клятва тебя предаст. Берегись!» (Кн.4 гл.1)

Нарушение единожды данной клятвы считалось чуть ли не страшнейшим грехом. Это было одновременно и предательство, и приобретение пожизненного позора. В «Беовульфе» клятвопреступники лишались наград, изгонялись из дружины. Во «Властелине Колец» мотив клятвопреступничества обретает новую форму. Теперь предавшие единожды остаются на земле навечно, но уже в образе призраков. И они не могут обрести покой до тех пор, пока обещание не будет исполнено.

Клятвопреступничество

"Беовульф"

И вышли из рощи клятвопреступники <…>
Суровой речью их встретил воин,
мужей трусливых, бежавших от битвы;
на них, бесчестных, глядя презрительно,
так молвил Виглаф, сын Веохстана:
«Правдоречивый сказал бы: воистину
вождь, наделивший вас, нестоящих, кольцами золота, <…>
зря отличил он мечами острыми
вас, дрожащих при виде недруга. <…>
За то отныне и вам не будет
даров сокровищных, нарядов ратных
ни радостей бражных; и вы утратите,
землевладельцы, наделы наследные,
когда услышат дружиноводители
в краях сопредельных о том,
как в битве вы обесславились! (гл. 39)

"Властелин Колец"

«Князь горцев присягнул на верность Гондору. <…> Когда же Черный Властелин объявился в Средиземье и стал могуч и страшен, Исилдур призвал горцев на великую брань, а они отказались воевать, ибо втайне предались Саурону <…>. И тогда Исилдур сказал их князю: «Твое княжение да будет последним. <…> Я налагаю проклятие на тебя и весь твой народ: вы не узнаете покоя, доколе не исполните клятву». <…>И они бежали от гнева Исилдура <…>, укрылись в горах <…> и мало-помалу вымерли в своих пустошах. Но умершие не опочили». (Кн.5 гл.2)

«Арагорн спешился, стал возле камня и громовым голосом спросил:
– Клятвопреступники, зачем вы пришли?
И кто-то в ночи отозвался как бы издалека:
– Чтобы исполнить клятву и обрести покой.
Тогда Арагорн молвил:
– Настал ваш час! Вы последуете за мной в Пеларгир-на-Андуине, и, когда тамошний край будет избавлен от Сауроновой нечисти, я сниму с вас заклятье, и вы обретете покой навечно. Ибо я – Элессар, наследник великого князя гондорского Исилдура.» (Кн.5 гл.2)

Грендель - чудовище, за смерть которого пыталась отомстить его мать.

За предательство налагали страшные проклятия, за убийство близких, родственников или друзей жестоко мстили. Око за око, зуб за зуб. В средневековом эпосе понятие кровной мести было свято, однако из-за изменения мировоззрения читателей в современной фэнтези она стала уделом наименее развитых жестоких полудиких племен. Во «Властелине Колец» есть всего один яркий пример кровной мести – после битвы в Хельмовой Крепи остатки армии Саурона были уничтожены лесом полуживых деревьев – гворнов – за то, что ранее воины Тьмы срубили многие сотни их ни в чем не повинных родственников.

"Беовульф"

…Но скоро люди
о том узнали, что недруг по смерти
оставил мстителя за кровь, пролитую
в том сражении. (1266 след)

…Но мать страшилища,
тварь зломрачная, решила кровью
взыскать с виновных, отмстить
за сына. (1276 след)

…Должно мстить за друзей,
а не плакать бесплодно! (1395-1396)

"Властелин Колец"

«Но мы и без надежды пойдем к Мордору. Может быть, нам удастся отомстить. А на скорбь у на нет времени, друзья». (Кн.2 гл.6)

Гворны - некогда были онтами (пастырями древ), но вследствие длительного бездействия практически превратились в деревья Кровная месть гворнов:
«А тамошние места было не узнать. Где прежде тянулись зеленые склоны ложбины, нынче вырос угрюмый лес. Большие деревья, нагие, с белесыми кронами, недвижно высились ряд за рядом, сплетая корни. <…> В поисках спасения ополоумевшие орки кидались во мрак под деревьями и в этом мраке исчезали без следа». (Кн.3 гл.7)
«Леголас и Гимли ехали на одной лошади и держались поближе к Гэндальфу, а то Гимли сильно побаивался леса [гворнов]. – Душно как, правда? – сказал Леголас Гэндальфу. – Нас обступает безысходный гнев. Слышишь, воздух трепещет? – Слышу, – отозвался Гэндальф. – А что сталось с несчастными орками? – спросил Леголас. – Этого, я думаю, никто никогда не узнает, - отвечал Гэндальф». (Кн.3 гл.8)
«– Нет, не все двуногие им [гворнам] ненавистны <…>. Ненавидят они орков, а до эльфов и людей им дела нет». (Кн.3 гл.8)

Hosted by uCoz