Песня как хранилище памяти

Однако главное значение песни как таковой – вовсе не развлечение. Она является хранилищем знаний, свидетельством славы легендарных людей, событий или построек: «Лишь в песнях осталась память о том, как построили дворец, а что было раньше, уж и вовсе не помнят» или «таков был Дунхерг, сооруженный древними людьми, о которых ни песни, ни сказания не сохранили памяти». Прожить так, чтобы потом воспели в песнях – вот цель средневекового воина.

"Беовульф"

Пусть же, кто сможет, вживезаслужит
вечную славу! Ибо для воина
лучшая плата – память достойная!(1387 след)

"Властелин Колец"

«Нет, спешки тут не было: просто решение созрело. Зато, глядишь, и песни сложат когда-нибудь о нашем последнем походе. Да, сами, может, и сгинем, но хоть и другим поможем». (Кн.3 гл.4)
«А вообще-то интересно, попадем мы в сказку или песню? <…> Отец усядется и скажет: «А ну-ка, почитаем про Фродо и про Кольцо!» А сын ему: «Ой, давай, папа, это же моя любимая история!» (Кн.4 гл.8)
«Хорошо бы когда-нибудь сложили песню: «Как Сэммиум погиб на перевале, защищая тело хозяина». Да нет, какая песня! Кольцо найдется, и песен больше не будет». (Кн.4 гл.9)
«Он решил биться до последнего,<…> и свершить на Пеленнорской равнине подвиги, достойные песен, хоть и некому будет воспеть последнего конунга Ристании». (Кн.5 гл.6)

Во многих эпосах герои достигают этого, «Беовульф» с «Властелином Колец» – не исключение. О подвигах, описанных в эпопеях, придворные менестрели тут же сочиняют поэмы и баллады, дабы на века сохранить память о славных деяниях героев.

"Беовульф"

И приближенный, любимец конунга,
Славословий знаток многопамятливый
Сохранитель преданий старопрежних лет,
Он, по-своему сопрягая слова,
Начал речь – восхваление Беовульфа;
Сочетая созвучия в искусный лад,
Он вплетает в сказание повесть новую,
неизвестную людям быль поведывает.(867 след)

"Властелин Колец"

« – А что, неплохая была бы сказка, сударь? – сказал Сэм. – Эх, послушать бы ее! Скажут как-нибудь так: внимайте Повести о девятипалом Фродо и о Кольце Всевластья!» (Кн.5 гл.6)
«Выступил вперед гондорский песнопевец и, преклонив колена, испросил позволения пропеть новую, небывалую песнь. Но прежде сказал он:
– Внимайте! Внимайте, доблестные витязи, вожди и воины, князи и правители; <…> – внимайте и слушайте. Ибо я спою вам о девятипалом Фродо и Кольце Всевластья.
Не веря своим ушам, Сэм звонко и радостно рассмеялся, вскочил и воскликнул:
– О чудеса из чудес и слава небывалая! Да я и мечтать не смел, чтобы такое сбылось!» (Кн.6 гл.4)

Кроме того песни посвящают ценностям: «Про чудесные фангорнские родники и у нас песни поются». Песням верят, ибо они вселяют надежду. При чем не важно, само это исполнение песен («А воины Ристании в один голос запели; они пели, разя врага в упоении битвы, и песнь их, страшная и прекрасная, ласкала слух осажденных») или лишь память об их содержании («А правда ли, будто Горнбург не предался врагам ни единожды и не бывать этому, доколе есть у него защитники?» – «Да, так поется в песнях». – «Будем же достойными его защитниками!»). Подобную роль играют в эпосе боевые кличи разных народов, которые воины выкрикивают, перед тем как вступить в бой.

Но есть у песни еще одна задача. Именно в стихотворной форме составляются плачи – важные составляющие погребального обряда. Как правило, такая песнь рассказывает о жизни умершего, о его достоинствах, доблестных подвигах и свершениях.

"Беовульф"

Вождю воздали последнюю почесть
двенадцать всадников высокородных,
Объехав стены с обрядным пением <…>,
восславив подвиги и мощь державца
и мудромыслие <…>.
Так поминали гауты мертвого,
навек ушедшего ратеначальника,
провозглашая: среди владык земных
он был щедрейший, любил народ свой
и жаждал славы всевековечной!(3169 след)

"Властелин Колец"

«И дружинники конунга на белых конях поехали вокруг нового могильника и завели песнь о Теодене, сыне Тенгела, которую сочинил менестрель конунга Глеовин<…>. Медленное пение словно завораживало тех, кто не знал местного наречия. <…>Воспевались деяния конунгов, и рог Хельма трубил в горах, но потом надвинулась Великая Тьма, и поднял войско конунг Теоден, и помчался сквозь мрак и огонь, и погиб, сражаясь в час, когда поутру нежданное солнце прорвало затмение и озарило вершину Миндоллуина. <…> Вознесшись над смертью, над ужасом и над судьбой,
Он утратил бренную жизнь и обрел нетленную славу».
(Кн.6 гл.6)

Заметьте схожесть погребального обряда в обоих эпосах: насыпается курган, а затем вокруг него объезжают самые близкие умершему дружинники, воспевая в плаче деяния павшего конунга.

Hosted by uCoz