Введение
Последнее время стал очень популярен жанр фэнтези. Создание нового оригинального мира, путешествия по нему вместе с понятными и необычными героями, веселые захватывающие приключения, магия и волшебство на каждом шагу – все это стало необычайно интересно современному писателю. Откуда же взялись эти новые миры? На что основывались их авторы при создании альтернативных вселенных? Ведь не могло такое обширное явление, затронувшее не только литературу, но и кино, музыку, живопись, возникнуть на пустом месте.
Литература XX века нередко обращалась к образам и мотивам устного народного творчества – фольклора. Для многих писателей он стал источником идей и вдохновения, для жанров и направлений – источником обновления. Для фэнтези же фольклор стал буквально родителем, главной основой, своеобразной канвой, на которую позднее нашивались пестрые нити новых идей и особенностей, рождая в совокупности нечто иное, новое, оригинальное. Несомненно, наибольшее влияние на формирование нового жанра оказали такие фольклорные явления мифологический и героический эпосы, волшебная сказка. Именно на произведения европейской средневековой героической традиции опирались «отцы-основатели» фэнтези.
Пожалуй, говоря об основоположниках жанра, больше всего этого звания заслуживает профессор Джон Рональд Руэл Толкин. Кто бы мог подумать, что скромный преподаватель англосаксонского, лингвист и исследователь «Беовульфа», когда-нибудь создаст нечто великое и бессмертное, нечто такое, что покроет славой имя творца на многие десятилетия, сделав его известным на всех необъятных земных просторах… А вот так оно и случилось. Из-под пера профессора появился новый мир, со своей, новой, мифологией и языковой системой. Он был наречен Middlearth или Средиземье, а книга, хранящая описание появившейся вселенной – Алой книгой сказаний, отрывки из которой известны всем под названиями «Хоббит», «Сильмариллион» и «Властелин Колец».
Такой детально проработанный мир не мог возникнуть сам по себе. До Толкина «миротворчеством» практически никто не занимался, следовательно, на труды предшественников опираться он не мог за неимением таковых. В этой работе профессор основывался на нечто более древнее – на фольклор. А точнее – на европейскую средневековую героическую традицию. Согласно «Письмам» и «Биографии», сам Толкин этого не отрицал, и в качестве основных вдохновителей называл англосаксонский героический эпос «Беовульф» и сборник финских героических песен «Калевала».
Именно на подробном анализе схожих мотивов и сюжетных линий «Властелина Колец» и «Беовульфа» построена моя работа. Моя цель – найти наиболее характерные темы, рассмотреть их проявление на примере выбранных произведений, сопоставить полученную информацию и выявить закономерности, свойственные и для средневекового, и для современного героического эпоса.