Вспомним начало развития гимназического образования. До XIX в. в России существовало три гимназии. Первая русская гимназия была открыта в 1726 г. с целью подготовки учащихся для слушания лекций в университете при Российской академии наук. В ней в 50-х гг. XVIII в. впервые в истории русской школы М.В. Ломоносов ввел классно-урочную систему обучения. Он установил четкое разделение на классы, порядок перевода учащихся из класса в класс, сформировал правила для учащихся гимназии, разработал систему наград и поощрений, правила приема и перевода учащихся, инструкции для учителей. При Ломоносове в гимназии вместе с детьми дворян учились дети крестьян, ремесленников, духовенства, солдат, что давало возможность получить образование широким слоям населения
(закрыта в начале XIX в.).
 
Второй, по времени создания (1755) была гимназия, основанная при Московском университете
 
В 1758 г. по образцу университетской гимназии была создана третья гимназия — в Казани, просуществовавшая до 1917 г.
 
Начиная с 1804 г. гимназия в России повсеместно открывается как среднее образовательное учебное заведение, успешное окончание которого открывало доступ в высшую школу; она становится одним из самых распространенных типов средних учебных заведений.
 
В 1856 г. началась разработка нового гимназического Устава, который был введен в 1864 г. Его подготовка сопровождалась широкой гласностью в обсуждении нужд и путей преобразования средней школы. Сам министр А.В. Головнин обратил внимание на недостатки гимназического образования: отсутствие интереса к знаниям, умственный застой и апатию учащихся и учителей.
 
По новому Уставу целью гимназий становилось общее образование, не предусматривающее сословных, национальных, вероисповедальных ограничений.
 
«...23. В гимназии обучаются дети всех состояний, без различия звания и вероисповедания...» — записано в Уставе 1864 г.
 
По этому же Уставу учреждались три типа средней школы:
 
1) классическая гимназия с двумя древними языками,
 
2) классическая гимназия с одним латинским языком,
 
3) реальная гимназия.
 
В классической гимназии изучались либо два древних языка — латинский и греческий, — либо один латинский язык в зависимости от типа гимназии; изучался и один новый иностранный язык. Преподавание латинского языка вводилось немедленно во всех классических гимназиях, а греческого постепенно, по мере подготовки учителей этого предмета .
 
В реальных, гимназиях древние языки не преподавались, но был усилен курс естествознания, математики, физики. Изучались также два новых иностранных языка.
 
Другие предметы (Закон Божий, история, география) преподавались в одинаковом объеме в обоих типах гимназии.
 
Устав разрешал преобразовывать существующие гимназии с учетом, местных потребностей. Имеющиеся 80 гимназий были разделены так: 16 гимназий - классические с двумя древними языками; 16 — реальные, остальные гимназии классические, но с одним латинским языком.
 
Вскоре число реальных гимназий уменьшилось до пяти, а остальные
по желанию местных жителей были переведены в классические с одним древним языком. Это желание было вызвано тем, что только классические гимназии открывали доступ в университет, а следовательно, через
него к служебной карьере.
 
Создалось своеобразное положение: классическую школу не любили и все-таки шли в нее, реальная же была популярна, но в нее не шли, так как она не давала доступа в университет и считалась школой, более подходящей для купцов и промышленников.
 
Устав 1864 г. предоставлял учителям гимназии достаточно широкую
свободу в преподавании. Прежде не разрешалось отступать от учебника,
хотя бы плохого, и от подробной программы, составленной применительно к параграфам учебника. Теперь педагогический совет каждой гимназии получил право рассмотрения и одобрения программ преподавания по каждому предмету, а также выбора учебных руководств и пособий. Каждый учитель мог ежегодно представлять на рассмотрение совета свою программу, соответствующую его опыту в деле, его знаниям, его личным вкусам.
 
Управление каждой гимназией поручалось директору, инспектору и
педагогическому совету, причем компетенция последнего увеличивалась:
Устав 1864 г. избегал подробной регламентации и не стремился к единообразию во всех гимназиях. Гимназии государственные были только мужскими.
 
Было разрешено открывать частные учебные заведения. В 1864 г. открыть 7-классная гимназия Шакеева. В 1862 г. гимназия Стоюнина, позже открыта гимназия имени И. и А. Медведниковых и др. Частные гимназии были не только мужскими, разрешались и женские гимназии.
 
Допуская конкуренцию частных учебных заведений с казенными гимназиями, министерство впервые допустило и конкурс учебников.
 
Широкое поле для самостоятельности и возможности творческой работы привлекли в школу 60-х гг. много серьезных педагогов.
 
Однако вскоре картина средней школы резко меняется. В апреле 866 г. император Александр II назначил министром народного просвещения графа Д.А. Толстого. С этим назначением начался новый, очень длинный и темный период в истории гимназий, как и в истории просвещения вообще.
 
Уже на самых первых порах (70-е гг.) определились симпатии нового министерства: три тенденции должны были лечь в основу задуманной реформы. Это было, во-первых, безусловное преобладание классического типа школы; во-вторых, точная регламентация учебных планов и программ; и в-третьих, установление тесной связи между образовательной и воспитательной функциями средней школы.
 
Согласно Уставу 1871 г. были изменены учебные планы. Поскольку планы были заимствованы у немецких гимназий, русский язык, словесность, история, а частично и Закон Божий оказались отодвинуты на второй план; чтение древних текстов сводилось лишь к закреплению правил грамматики.
 
Писатель А. Серафимович в своих воспоминаниях пишет о том, что гимназистов душили латинским, греческим, Законом Божиим, давили всем, лишь бы умертвить живую душу.
 
Для преподавания древних языков были приглашены иностранцы, в основном немцы и чехи, которые не говорили по-русски.
 
С 1875 г. гимназия стала восьмилетней. Для наблюдения за учащимися был разрешен надзор полиции, а на квартирах у учащихся можно было
делать обыски. Строго обязательным стало для учащихся посещение церкви и отправление всех церковных обрядов: постов, исповеди и тд.
В 1887 г. вновь повысилась плата за обучение в гимназии.
 
По уставу 1872 г. реальные гимназии были переименованы в реальные училища. Выпускники реального училища не могли поступать в университеты, а лишь в высшие технические училища.
 
Но изменения в уставе 1890 г. были частичными и не могли избавить гимназию от всех недостатков.
В начале XX в. министром народного просвещения были предприняты новые попытки преобразовать общеобразовательную школу.
 
Огромной бедой школы, о которой много писали в литературе того времени, явилось переутомление учащихся. «Что за изможденные, бледные лица у большинства гимназистов! Какое утомление во взорах! Сколько искривленных лопаток и суженных грудей? Многие дети в 12—14 лет уже оседлались очками», — писал журнал «Вестник Европы» в 1889 г.
 
На съездах врачей в Петербурге (1885) и Москве (1887) было установлено, что число гимназистов в возрасте от 14 до 18 лет, страдают хроническими головными болями, доходило до 28—40%.
 
Модестов в своих статьях, потом вошедших в книгу «Школьный прос», говорил, что гимназия часто заваливала учеников умственной работой, не оставляя им свободного времени для домашнего отдыха, гимназия не интересовалась неблагоприятными последствиями для физического развития, которые происходят от утомления мозга и усиленно напряжения нервной системы.
 
Переутомление объяснялось общей организацией школьной работы. К концу XIX в. наступило разочарование классической школой. Опыт работы школы показал, что изучение древних языков зачастую принимало уродливые формы: древних авторов читали в гимназиях не для того, чтобы знакомить с замечательными творениями гениальных умов древнего мира, а для того, чтобы проверять знания грамматики.
 
Несмотря на все недостатки средней школы, нельзя не отметить, что были гимназии, которые, благодаря работавшим в ней передовым учителям, будили интерес к науке, развивали индивидуальные способности и склонности гимназистов.
 
В мемуарах и высказываниях людей, учившихся в школе этого времени, можно встретить много отзывов об интересной творческой работе талантливых учителей, которые не считались с официальными предписаниями и добивались больших успехов в воспитании гимназистов.
Ряд ученых считают, что школа возбудила в них интерес и любовь будущей научной деятельности: выдающийся ботаник И.П. Бородин, известный физик И.И. Боргман, знаменитый ботаник
А.Н. Бекетов и др.
 
В 1901 г. был осуществлен пересмотр прежнего Устава 1871 г. и преподавание латыни в первых двух классах было отменено, а греческого - в третьем и четвертом (он стал языком необязательным). В гимназию был открыт доступ всем сословиям.
 
Увеличивается количество средних общеобразовательных учебных заведений.
 
В 1903 г. в России действовало 196 гимназий с 81 745 учащимися и 43прогимназии с 6844 учениками.
 
Февральская революция 1917 г. подвела черту под гимназическим образованием в России. Рассмотрим конкретные примеры работы гимназий.