Ушинский Константин Дмитриевич (1823 или 1824, Тула - 1870, Одесса) - педагог. Родился в дворянской семье, начальное образование получил дома в исключительно благоприятной обстановке. В Новгород-Северской гимназии, несмотря на выдающиеся способности, он не очень старался и провалился на выпускном экзамене. В 1840, серьезно подготовившись, Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета, который блестяще окончил в 1844 со званием кандидата. Был назначен исполн яющим обязанности профессора кафедры энциклопедии законоведения в Ярославском Демидовском юридическом лицее. Демократические воззрения Ушинского, его нежелание "убить живое дело" привели к столкновению с начальством и увольнению. Не сумев получить вакансии педагога, Ушинский устроился мелким чиновником в департамент иностранных исповеданий и подрабатывал переводами и обзорами печати в журналах. В 1854 Ушинскому удалось получить место преподавателя руссской словесности и географии в Гатчинском сиротском интернате. Новые веяния после смерти Николая I позволили ему проявить себя; в 1855 Ушинский был назначен инспектором инта. В 1859 был переведен инспектором классов Смольного ин-та. Ушинский сумел собрать лучших преподавателей, внес в преподавание новые начала, расширив учебный план и др. С 1860 редактировал "Журнал Министерства народного просвещения", превратив его из сборника официозных распоряжений в живой, читабельный, педагогический журн. Яркая преобразовательская деятельность Ушинского вызвала противодействие консерваторов и, как следствие, политический донос. В 1862, вынужденный оставить место редактора и работу в институте, Ушинский был направлен в командировку с семьей в Швейцарию для изучения постановки школьного образования, где познакомился с Н.И. Пироговым. Вернувшись в Россию в 1867, Ушинский занимался литературной деятельностью. В своих педагогических трудах ("Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" и др.) Ушинский обосновывал необходимость формирования цельной личности, считая главной задачей воспитания подготовку человека к самостоятельной жизни. Стремился учить так, чтобы развить желание и способность самостоятельно приобретать новые знания. Ушинский много работал над составлением для детей книг для чтения "Детский мир", "Родное слово" - учебник руссского языка, выдержавший 157 изданий, и др. Оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли, став учителем русских учителей.