следуй за белым кроликом... Михаил Васильевич Ломоносов
Юля в Стране Чудес...
или Я и Моя Школа
Я и Моя Школа
Гимназическое Движение в Европе
Гимназическое Движение в России
Михаил Васильевич Ломоносов
Женские Гимназии
Про Школу
Мой Класс
Список Использованной Литературы
Михаил Васильевич Ломоносов

Многие учёные внесли большой вклад в развитие русского образования. Благодаря их стараниям, рвению, желанию служить отечеству и народу в России появлялись всё новые и новые школы, гимназии, институты… Но в своей работе я хотела бы особо отметить труд Михаила Васильевича Ломоносова. Возможно потому, что каждое утро, приходя в гимназию, я вижу его знаменитые строки:””…

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) - первый русский академик. Этот великий ум проявил себя во всех сферах человеческой деятельности: в литературе, языкознании, истории, географии, металлургии, физике, химии, а также в педагогике.

Ломоносов утверждал, что при обучении детей следует обратить внимание на наследственные и индивидуальные способности каждого из них.

Он также выявил взаимосвязь между общим, средним и высшим образованием. Одна из важнейших заслуг Ломоносова - основание Московского университета, где высшее образование получали не только дворяне, но и представители низших сословий.

В век преклонения французской моде, Ломоносов ввел преподавание на родном языке. (Позже господин Фонвизин напишет портрет русского "грамотея" Митрофанушки Простакова, как пример невежества и тунеядства). Ломоносов опубликовал в 1757 году "Российскую грамматику", которая стала на тот момент лучшим учебником для русской школы, правила которого до сегодняшних дней остаются неизменными.

В педагогической деятельности Ломоносова условно можно выделить ряд этапов.

  • Первый этап (1742-1745) непосредственно связан с преподавательской работой ученого. Ломоносов сделал вывод, что большинство населения империи неграмотно. Следует открыть ряд школ, централизовать народное просвещение. Ломоносов отстаивал мысль о том, что все члены Академии наук должны заниматься педагогической деятельностью.

  • Второй этап (1745-1749) связан в основном с методической работой ученого (уже в 1745 году Ломоносов получил должность профессора). Одновременно с подготовкой учебных пособий Ломоносов разрабатывает лекции на русском языке. По указу Сената от 17 октября 1745 г. о печатании перевода "Экспериментальной физики" Ломоносову предписывалось прочесть цикл лекций по физике с использованием необходимых физических приборов. Первая лекция ученого прошла, по отзывам современников, в торжественной обстановке 20 июня 1746 г. На ней присутствовали "сверх многочисленного собрания воинских и гражданских разных чинов слушателей и сам господин президент академии с некоторыми придворными кавалерами и другими знатными персонами". Значение этого факта для развития национальной науки велико, поскольку до Ломоносова все лекции читались на латинском языке.

    Занятия с гимназистами и студентами убедили Ломоносова в необходимости преобразования учебной части Академии наук.

    28 апреля 1746 года он подготовил документ в академическое собрание "О привлечении семинаристов в университет и об увеличении числа учеников гимназии". В документе Ломоносов предложил отобрать студентов из семинарий и обучать их академическим упражнениям. Этим, по его мнению, можно приобрести "для Академии наук звание подлинного Петербургского университета".

    Ломоносов считал также, что гимназия должна вмещать в себя как можно больше учеников, из числа которых потом будут отбираться самые способные. Члены Академического собрания отвергли инициативу Ломоносова об отборе способных учеников из монастырских школ, об увеличении числа гимназистов, о широком распространении научных знаний на русском языке.

  • Третий этап педагогической деятельности Ломоносова (1750- 1755) совпал с периодом, когда ученый работал над серией документов о высшем и среднем образовании.
  • Четвертый этап - педагогическая деятельность Ломоносова в 1756-1765 годах. Ломоносов завершает работу над программой развития среднего и высшего образования в России.

Программа была построена на основе принципов демократизма, гуманизма и народности.

Демократизм Ломоносова выразился прежде всего в стремлении распространить образование во всех слоях русского общества. Он отстаивал мысль о расширении сети школ, числа обучающихся детей в них, а также выступил за единую бессословную систему образования, доступную всем. Он предусмотрел привлечение к обучению детей из "простонародья", заботился о создании материальных условий для получения образования всеми сословиями. Он подметил, что крестьянские дети отличаются практической сметкой, умом, трудолюбием: "... к наилучшему прохождению школьных наук приобщаются чаще всего мальчики из простонародья, более же знатные чуждаются этих знаний".

В "Проекте переустройства Академии наук" Ломоносов предлагал особо выделить тех, кому требуется "жалованье": "Подражая, однако, похвальному примеру других университетов, где любознательные юноши питаются от щедрот государей, мы не можем не выделить некоего числа студентов, которые, получая содержание из академических средств, были бы заняты только слушанием профессорских лекций и научной работой. И хотя, ввиду обширности государства и малого числа университетов, следовало бы довести количество студентов, содержимых на казенный счет, до нескольких сотен, однако же академическая казна не выдержит этого, а потому для начала достаточно будет, если установим число таких студентов в 40 человек". В гимназии, по его мнению, "число такого рода подростков должно быть по крайней мере вдвое больше, чем число студентов, т. е. будет 80 человек, воспитывающихся на академические средства. Будут, конечно, сверх того, как и ныне, такие, которых будут содержать сами родители".

При составлении "Проекта регламента московских гимназий" была определена сумма содержания на каждого гимназиста - 15 рублей в год. Эти деньги предназначались для приобретения одежды, книг и письменных принадлежностей. Кроме того, учащиеся должны быть обеспечены пищей. Но эта статья расходов не входила в сумму содержания. Изменение рыночных цен затрудняло составление определенной сметы.

Ломоносов считал, что "гимназия является первой основой всех свободных искусств и наук... Молодые люди должны приучаться там к правильному образу мышления и добрым нравам". Но академическая гимназия не совсем соответствовала его требованиям . Главной причиной такого положения Ломоносов называл "недоброхотство к учащимся россиянам в наставлении, в содержании и в произведении". Оно выражалось в засилии учителей-иностранцев, в отсутствии обучения на русском языке.

Ломоносов первым представил гимназию как прогрессивную форму средней общеобразовательной школы, обозначил ее структуру, выделил особые подразделения:

  • - российская
  • - латинская
  • - "первых оснований в науках"
  • - "знатнейших европейских языков"

Для каждой из них устанавливались три класса: нижний, средний, верхний, закреплялся трехгодичный срок обучения. Ломоносовская программа образования, предусматривавшая расширение сети гимназий и школ в России, отвечала общественным интересам. Она оказала положительное влияние на развитие народного просвещения XVIII - начала XIX века. Ломоносов явился действительно создателем отечественной общеобразовательной школы.

Ломоносов распространил сочинения великого чешского педагога Я. А. Коменского, книгу которого "Видимый мир в картинках" он считал необходимым учебным пособием в гимназии. В последствие конференция Московского университета в 1756 году постановила перевести и данную работу. В 1768 году книга вышла первым изданием, а в 1788 году была издана вторично.

Некоторые итоги педагогической деятельности подвел сам Ломоносов в отчете "О завершенных и незавершенных научных и литературных работах": "В Гимназии хотя немало было гимназистов, однако в весьма бедном и бесполезном состоянии, затем что

  • 1)жалованье им давалось в руки, которое брали к себе их родители или свойственники и держали больше на себя, нежели на школьников, так что в школы приходили в бедных рубищах, претерпевали наготу и стужу, и стыдно было показать их посторонним людям; притом же пища их была весьма бедная, и чуть иногда хлеб с водою, в таких обстоятельствах наука мало шла им в голову;
  • 2)да и времени им к тому не было, затем что дома должны были служить отцу и матери для бедности, а в Гимназию ходя по дальнему расстоянию, теряли лучшие часы и всегда случай имели резвиться и от школы отгуливать.

Итак, не дивно, что чрез семь лет не было произведено из Гимназии в университетские студенты ни единого человека. Но после поручения оной Гимназии советнику Ломоносову в единственное смотрение все оныя неудобства отвращены и пресечены, ибо гимназисты соединены, как и студенты, в общежитие, снабжены приличною одеждою и общим довольным столом по мере определенного им жалованья, не теряют времени ни ходьбою на дом, ни службою родителям, ни заочною резвостию, будучи у инспектора Гимназии и нарочных надзирателей перед глазами в одном доме... И, наконец, сочинены для каждого класса особливые инструкции учителям, и обще для всей гимназии - регламент с совета профессоров, которыми свидетельствован и опробован от его сиятельства г. президента, и по нему учение в Гимназии производится с несравненно лучшим успехом, ибо в три года произведено из Гимназии в университетские студенты 17 человек экзаменованных и удостоенных профессорами".

Ломоносов имел все основания утверждать, что доверенные ему университет и гимназия, "невзирая на великие соперников противления и хулу, состоят в хорошем порядке".

Таким образом, Ломоносову удалось заложить прочный фундамент для дальнейшего развития народного образования в России. Его идея непрерывности начального, среднего и высшего образования во многом определила дальнейший прогресс отечественной науки. В конце XVIII в. Сенат страны признал, что создание гимназии и начальных училищ "весьма полезно обществу". Но только в начале XIX в. была осуществлена последовательная система образования - от начальной ступени до высшего учебного заведения в масштабах всей страны.

Hosted by uCoz